вторник, 8 июля 2014 г.

Как победить прокрастинацию


Прокрастинация вредит бизнесу и мешает нормально работать, — а значит, с ней надо как-то бороться. В продолжение темы на сервисе Quora обнаружился тред, в котором пользователи как раз обсуждали, как можно заставить себя быть продуктивнее и победить это явление раз и навсегда. Больше всего плюсов собрал пост Джима Стоуна, который работает персональным консультантом по продуктивности (кто бы сомневался). Итак, вот как, по его мнению, можно побороть прокрастинацию.

Чтобы устранить проблему, надо докопаться до ее причин. Почему вы прокрастинируете вместо того, чтобы работать? Я довольно много думал об этом (само собой, в рабочее время) и вывел девять причин возникновения прокрастинации. На самом деле их, конечно, гораздо больше, но и эти должны покрывать большую часть случаев.

Нечеткие цели 

Когда ваши цели и задачи недостаточно хорошо определены, то в голове сами собой возникают мысли вроде: Зачем вообще я занимаюсь эти проектом? Как должен выглядеть финальный продукт? Кому от этого будет хоть какая-то польза? Стоит ли поработать над этим сейчас, или есть дела поважнее?

Само собой, такие размышления открывают огромный простор для прокрастинации. Но есть некоторые способы борьбы с нечеткими целями.



Прежде всего, стоит действительно ответить себе на вопрос — почему вы занимаетесь этим проектом. Должна же быть какая-то цель? Определившись с целью, уже можно подумать, а зачем лично вам ее достижение, что это даст? Желательно, в контексте всей жизни. В конечном итоге, может оказаться и так, что работать над текущим проектом действительно нет никакого особенного смысла, и стоит поискать что-то получше. 

Поэтому всегда необходимо осознавать относительную важность работы, выполняемой в данный момент. Если совершив определенные действия, можно получить награду (как материальную, так и нет), то это хороший стимул поработать, а не сидеть в соцсетях.

Планы 

Когда человек сталкивается с планированием, в его голове могут возникать сомнения в возможности реализации планов и в их чрезмерной сложности. Решение этой проблемы уже давно придумано — нужно просто разбивать задачи на подзадачи и рассматривать их в таком ключе. Сделать одну главу какого-нибудь здорового отчета проще, чем весь отчет целиком. Так что и думать надо именно о ближайшей задаче.



Не повредит также поразмыслить и над тем, нет ли действительно в плане каких-то изъянов, мешающих его исполнению. Например, не пересекается ли он с другими задачами. Если будут обнаружены какие-то конфликты, то их надо будет разрешить и составить план заново. 

Завал 

В случае, если работы становится так много, что просто не продохнуть, это также создает массу предпосылок к прокрастинации. Все равно ведь это всё в срок не сделать. Кроме того, когда мозг человека перегружен на протяжении долгого времени, ему становится труднее фокусироваться. В результате получается ситуация, когда надо работать, но уже столько всего сделано, что в голову лезет любая ерунда, только не мысли о работе. 

Есть верная  стратегия для таких ситуаций: называется «процедура очистки разума». Вкратце работает это так: нужно перенести на бумагу все мысли, которые есть в голове. Затем следует рассортировать их по категориям «Сделать сейчас», «Может быть, позже», «Забыть навсегда». Далее третья колонка удаляется вообще, вторая оставляется на потом. В итоге, у нас есть список задач (не такой уж и большой), на решении которых можно сконцентрироваться прямо сейчас. 

Неожиданные сложности 

Некоторых людей нежданные препятствия выбивают из колеи. Они расстраиваются и начинают грустить, ведь все могло идти как по маслу, но появились проблемы. В таком случае лучше разбивать работу на короткие отрезки — устраивать себе проекты длиной в 1-2 недели. Это поможет постоянно иметь обратную связь от всех вовлеченных сторон, что уменьшает шансы на возникновение непредвиденных трудностей. Все сложности должны остаться в плане, а голову надо держать ясной. Вскоре станет ясно, что большую часть проблем можно разрешить еще до того, как они проявятся в полную силу. 

Перерывы 

Очень сложно сохранить рабочий настрой, когда намечается перерыв. Если работу пришлось прекратить внезапно, то вернуться на нужную волну также нелегко. Поэтому нужно стараться внедрять в свой день такие периоды времени, когда отвлекать вас нельзя вообще никому – и те, кто нарушает это правило, должны страдать. Если же не отвлечься не получится никак, то запишите на листочек, на чем конкретно вы остановились, и какой планировали следующий шаг – это, по крайней мере, сэкономит вам время, когда будете пытаться снова вникнуть в работу. 

Скука 

Когда скучно, трудно заставить себя работать. При этом редко кому так везет, что их работа состоит сплошь из каких-то новых и необычных вещей. Обычно все куда прозаичнее, и каждый из нас так или иначе каждый день сталкивается с рутиной.



Тут не остается другого выхода, кроме как развлекаться самостоятельно. Можно попробовать устроить из работы мини-игру: поставить цель, засечь время, за сколько удастся ее достигнуть, потом попробовать побить рекорд, и так далее. Еще одна неплохая мысль – подумать о том, чтобы автоматизировать часть самых унылых задач или хотя бы попробовать отдать их на аутсорсинг.

Ну и конечно, всегда следует стремиться к работе над нестандартными и амбициозными проектами. 

Тревога 

Если на работе человек сталкивается с какой-то трудностью, то это может вызывать у него тревогу и страх («правильно ли я это делаю?», «не знаю, как это сделать!»). В такой ситуации, опять-таки, помогает более тщательное планирование работы и умение разбивать задачи на подзадачи. Так будет проще понять, где конкретному сотруднику не хватает знаний и умений, и он сможет обратиться за советом и помощью. 

Нетерпение 

Ожидание конца длительного проекта может сводить с ума. Особенно если представить, сколько всего еще предстоит сделать. Чтобы избежать подобного состояния, стоит, как уже говорилось ранее, разбивать работу по времени. Например, на спринты длиной 1-2 недели. Это позволит не рассматривать работу в рамках длинных проектов, до финиша которых жить и жить. Надо лишь сфокусироваться на важных сегодняшних задачах и объяснить самому себе, почему эти задачи действительно важны.



Истощение 

Находясь на последнем издыхании, довольно сложно сконцентрироваться на работе. Если сил нет уже даже на то, чтобы сидеть на стуле, о каких свершениях в плане проектов вообще можно говорить? Это логично и, чтобы не доводить себя до подобного состояния полной непригодности к делу, нужно составить график отдыха внутри рабочего дня, недели, месяца и даже года. Не стоит также пахать ночами, лучше нормально, пусть не очень много, спать. Конечно, нельзя забывать и о пользе здорового питания. 

А как бьетесь с прокрастинацией вы?

Комментариев нет:

Отправить комментарий